Рубрика:

Проверка в салоне красоты. Что делать?

Пожалуй, нет такого владельца, руководителя, управляющего бизнеса в сфере красоты и здоровья, который бы не опасался неожиданных проверок со стороны контрольно-надзорных органов. И даже если вся документация в порядке и проведены необходимые мероприятия, согласно требованиям действующего законодательства, санитарные нормы соблюдены, пожарная безопасность обеспечена — внезапная проверка в салоне красоты не вызывает приятных эмоций у хозяев организаций. Да и кто поручится, что проверяющими не будут выявлены какие-либо недостатки?

Для того чтобы быть во всеоружии, знать, как реагировать и как себя вести, а также чтобы разобраться со всеми вопросами, нюансами эксперт подготовил статью, с которой советуем ознакомиться.

Что такое проверка в салоне красоты?

Определение проверки содержится в пункте 6 статьи 2 Федерального закона РФ №294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 08.03.2022 г. №46-ФЗ):

«Проверка — совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами» (далее по тексту – Закон №294-ФЗ).

Нормативно-правовое регулирование проверок

Современное законодательство содержит четкий перечень прав и обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении государственными органами государственного контроля. Одним их важных и актуальных вопросов является вопросы оснований проведения проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Поэтому чтобы знать и понимать эти основания, права и обязанности, необходимо обратиться к актуальному на сегодняшний день законодательству, регулирующему проведение проверок в салонах красоты.

Нажмите на интересующий вас пункт для открытия полного списка.

➤ 1. Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих контрольную (надзорную) деятельность в РФ:
  • Федеральный закон РФ №294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 08.03.2022 г. №46-ФЗ);
  • Федеральный закон РФ от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред. от 06.12.2021);
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; (ред. от 30.12.2021);
  • Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (ред. от от 24.03.2022 № 448);
  • Постановление Правительства РФ от 07.12.2020 № 2041 «Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 № 2328 «О порядке аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2428 «О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года» (ред. от 14.09.2021);
  • Постановление Правительства РФ от 06.03.2021 № 338 «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (ред. от 30.04.2022);
  • Постановление Правительства РФ от 16.04.2021 № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415» (ред. от 30.04.2022);
  • Изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 № 786 в части дополнения Правил пунктами 10(1), 23(2), пункта 13 новым абзацем, пункт 9 подраздела «Объявление предостережения», пункт 10 подраздела «Профилактический визит» раздела I, пункты 10 раздела II, сноску 8, вступают в силу с 1 января 2023 года.
  • Постановление Правительства РФ от 08.09.2021 № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ от 03.08.2021 № 1299 «Об утверждении Правил возмещения контролируемому лицу стоимости утраченной продукции (утраченных товаров) в ходе выездной проверки»;
  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.10.2021 № 1844 «Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов»;
  • Приказ Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 151 «О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом» (ред. от 27.10.2021);
  • Приказ Генпрокуратуры России от 02.06.2021 № 294 «О реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред. от 11.03.2022).
➤ 2. Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих санитарно- эпидемиологический режим и права потребителей в салонах красоты при проверках Роспотребнадзора:
  • Указ Президента РФ от 02.04.2020 N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
  • Федеральный закон РФ №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 02.07.2021 г.); Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 01.05.2022 г., вст. в силу 01.09.2022);
  • Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 трудового кодекса российской федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
  • СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг»;
  • СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»;
  • СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней»;
  • Технический регламент Таможенного союза «О безопасности парфюмерно- косметической продукции» (ТР ТС 009/2011);
  • Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011).
➤ 3. Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих трудовые отношения, работу с персональными данными, охрану и безопасность труда в салонах красоты при проверках Государственной инспекцией труда:
  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс РФ (ред. от 07.10.2022 г.);
  • Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; Федеральный закон РФ от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»; Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • Постановление Правительства РФ от 30.03.2022 N 511 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в 2022 и 2023 годах»;
  • Постановление Правительства РФ от 01.08.2022 № 1365 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах»;
  • Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 г. № 2464 «Правила обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда»; Приказ Минтруда России от 19.05.2021 N 320н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек;
  • Приказ Минтруда РФ от 15.09.2021 г. № 632 н «Рекомендации по учету микроповреждений (микротравм) работников»;
  • Приказ Минтруда РФ от 06.2021 № 406н «Форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и Порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;
  • Приказ Минтруда России от 12.05.2022 N 291н «Об утверждении перечня вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов»;
  • Приказ Минздрава России от 20.05.2022 N 342н «Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование«.
➤ 4. Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих медицинскую деятельность при проверках Росздравнадзора: 
  • Федеральный закон РФ от 29.11.2010 г. №326-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»;
  • Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 г. №852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
  • Приказ Минздрава РФ от 13.10.2017 г. №804-н «О номенклатуре медицинских услуг»;
  • Стандарты оказания медицинской помощи по профилям «косметология», «дерматовенерология», «физиотерапия», «медицинский массаж».

5. Перечень нормативно-правовых актов по пожарной безопасности при проверках МЧС:

  • Федеральный закон РФ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 14.07.2022 г.);
  • Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент. О требованиях пожарной безопасности» (в ред.14.07.2022 г.)
  • Постановление Правительства РФ от 16.09.2021 г. №1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (ред. от 21.05.2021 г.);
  • Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».

Виды проверок

Законом №294-ФЗ предусмотрено два вида проверок салонов красоты: плановая и внеплановая

 

Плановая проверка в салоне красоты проводится с целью установить:

  • соблюдает ли юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;
  • соответствуют ли сведения, содержащиеся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям (салоны красоты до начала осуществления своей деятельности в обязательном порядке подают уведомления в территориальный отдел Роспотребнадзора о начале осуществления деятельности).

Плановая проверка юридических лиц назначается по истечении трех лет с даты:

  • государственной регистрации;
  • последней плановой инспекции;
  • начала работы организации – особенно это касается компаний, занимающихся гостиничным бизнесом, работающих в сфере общепита, предоставляющих бытовые услуги (салоны красоты, парикмахерские) и т. п.

Плановая проверка в салоне красоты может быть документарной или выездной. Она проводится в порядке, установленном ст. ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ, не чаще чем один раз в три года. В отдельных случаях плановая проверка в салоне красоты не проводятся либо устанавливается иная периодичность проведения. Например, если салон красоты оказывает медицинские услуги и имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, то плановые проверки могут проводится два и более раз в три года.

О проведении плановой проверки проверяющий орган должен уведомить юридическое лицо не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя (заместителя) этого органа о начале проведения плановой проверки заказным почтовым письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Предметом внеплановой проверки, в частности, является (ст. 10 Закона № 294-ФЗ):

  • соблюдение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • выполнение предписаний органов государственного или муниципального контроля;
  • проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Внеплановая проверка в салоне красоты может быть инициирована, если:

  • срок выполнения салоном красоты ранее выданных ему предписаний истек и следует проконтролировать, были ли устранены выявленные во время предыдущей проверки нарушения;
  • в адрес проверяющего органа поступили заявления о возможных нарушениях руководством салона красоты трудового законодательства; имеются жалобы на несоблюдение норм трудового права и требований охраны труда; сотрудники имеют претензии к заработной плате: ее выдают не полностью, не в срок и т. д.;
  • в адрес трудовой инспекции поступило заявление от работника организации, в котором тот просит проверить соблюдение трудового права и требований по охране труда;
  • руководитель надзорного органа на основании распоряжения прокурора, Президента или Правительства РФ издал приказ провести внеплановую инспекцию   с   целью   проконтролировать   соблюдение   организацией существующих законов или проверить поступившую в прокуратуру информацию.

На данный момент проверка в салоне красоты осуществляется по жалобам клиентов и конкурентов. Будьте внимательны, не все проверки отменены!

О проведении внеплановой выездной проверки по общему правилу проверяющие органы должны уведомить юридическое лицо или ИП не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В приказе (распоряжении) должно быть указано следующее:

  • полномочия лиц, проводящих проверку;
  • цели, задачи и основания проведения проверки;
  • виды и объем мероприятий по контролю;
  • состав экспертов, представители экспертных организаций, привлекаемых к проверке;
  • сроки и условия проведения проверки и иные сведения.

Важное уточнение! Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не уведомляется о внеплановой выездной проверке, если основаниями для ее проведения, в частности, являются: — возникновение угрозы (причинение вреда) жизни, здоровью граждан.

При проведении проверки руководитель (или уполномоченное доверенностью лицо, например юрист) салона красоты имеет право:

  • потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;
  • вправе получить (под роспись) заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки;
  • потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в пп. «а», «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ (п. 4 ст. 18 Закона № 294-ФЗ);
  • вправе запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;
  • вправе присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам.

Проверяющие не должны препятствовать руководителю (другому должностному или уполномоченному лицу) организации присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения.

Если при проведении плановой или внеплановой выездной проверки руководитель организации (иное должностное лицо или уполномоченное лицо) отсутствует, то органы государственного или муниципального контроля не вправе осуществлять проверочные мероприятия (например, если директор салона красоты находится в отпуске или в командировке, что подтверждено приказом). Исключение составляют случаи проведения проверки по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 10, п.2. ст.15 Закона № 294-ФЗ (например, причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда окружающей среде, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера).

Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней. Для организаций и ИП малого бизнеса, а салоны красоты зачастую относятся именно к таким субъектам, установлен срок проведения плановых выездных проверок – 50 часов для малых предприятий и 15 часов для микропредприятий (численность работников не более 15 человек) в год.

Руководитель (уполномоченное лицо) имеет право ознакомиться с результатами проверки. Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 294-ФЗ, после проверки составляется акт, в котором руководитель (уполномоченное лицо) должен поставить свою подпись. Таким образом, подтверждается, что руководитель ознакомлен с результатами проверочных мероприятий.

Согласно ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ, руководитель (уполномоченное лицо) может представить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения представляются в соответствующий орган государственного или муниципального контроля в течение 15 дней с даты получения акта проверки.

В силу п. 4 ст. 21 Закона № 294-ФЗ, руководитель (уполномоченное лицо) вправе обжаловать в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение его прав.

Руководитель (уполномоченное лицо) вправе оспорить применение административного наказания по результатам проверки. Для этого нужно представить документы или иные аргументы, подтверждающие, например, нарушение порядка проведения проверки. Также руководитель салона красоты вправе обратиться в суд с иском о взыскании вреда (в том числе упущенной выгоды), причиненного вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного или муниципального контроля, которые были признаны неправомерными (ст. 22 Закона № 294-ФЗ).

Плановые и внеплановые проверки в обязательном порядке должны согласовываться с Прокуратурой РФ, поэтому, получив уведомление о проверке, проверьте отметку о согласовании.

План проведения проверок формирует Генеральная прокуратура РФ и размещает его на официальном сайте в сети Интернет в срок до 31 декабря текущего календарного года. В конце года руководителю салона красоты желательно зайти на сайт www.epp.genproc.gov.ru и проверить, заполнив в поисковой форме ИНН и ОГРН, название организации или ОГРНИП индивидуального предпринимателя, стоит ли проверка в плане на будущий год. Если — нет, то хорошо, можно не беспокоиться. Если — да, то будет время у руководителя и персонала салона красоты подготовиться заблаговременно к ее проведению.

Документарная проверка в салоне красоты проводится в порядке, установленном ст. 14 Закона № 294-ФЗ. Обязательным условием ее проведения является наличие соответствующего распоряжения (приказа).

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона № 294-ФЗ, документарная проверка в салоне красоты проводится по месту нахождения органа государственного или муниципального контроля. Это отличает такую проверку от выездной, которая проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности (ч. 2 ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Поэтому руководитель салона красоты в течении 10 дней (или уполномоченное доверенностью лицо) предоставляет необходимые документы (их перечень указывается в распоряжении о проведении проверки) в контролирующий орган с целью проведения документарной проверки. Руководитель (или уполномоченное лицо) вправе представить запрашиваемые документы в виде копий либо в электронной форме.

Если в представленных для проверки документах выявлены несоответствия, ошибки и т.п., руководитель (уполномоченное лицо) обязан в течение десяти рабочих дней предоставить проверяющему органу пояснения в письменном виде (ч. 8 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). В целях подтверждения достоверности ранее представленной информации к пояснениям могут прилагаться дополнительные документы (ч. 9, 10 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

Контрольная закупка – это проверка Роспотребнадзора, Росздравнадзора и т.д., замаскированная под повседневное приобретение товара или услуги. В отличие от плановой и внеплановой проверки её проводят без предупреждения. Контрольная закупка проводится в случаях:

  • осуществления медицинской деятельности в части оказания платных медицинских услуг. Контрольная закупка выявит, следует ли салон или клиника правилам оказания медуслуг;
  • торговли медицинскими препаратами. Процедура проводится, чтобы выявить нарушения, связанные с оборотом лекарственных средств, а также для проверки на присутствие некачественных или поддельных средств;
  • реализация мед. изделий – любых аппаратов, оборудования и материалов, которые используются в медицинских целях. Инспекторы будут оценивать вероятность реализации некачественных или поддельных изделий;
  • правильность расчета покупателя, выдача чека;
  • санитарно-гигиенические нормативы;
  • достоверность предоставляемой информации об услуге, продукции, салоне;
  • выполнение ранее выданных предписаний;
  • другие случаи, подведомственные ФНС, Роспотребнадзору, Росздравнадзору, МВД.

Инспектор приходит в салон красоты или записывается по телефону для оказания услуг, как обычный посетитель, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель узнаёт о контрольной закупке только после её осуществления. Проверить могут любое юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, который продаёт товары, оказывает услуги или выполняет работы. Но это не отменяет того, что на каждую контрольную закупку должна быть причина. Обязательное условие: потребитель предварительно обращался за защитой своих прав к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, которые их нарушили, но его обращение не рассмотрели либо его требования не удовлетворили. Например, в прейскуранте указана одна стоимость услуги, а администратор-кассир пробивает другую или вообще чек не выдается потребителю.

Как происходит контрольная закупка? Инспектор действует как обычный посетитель салона, он может быть с двумя свидетелями или снимать процесс на видео. После оплаты услуги инспектор предъявляет удостоверение и объявляет, что сделал контрольную закупку.   Затем   показывает   представителю   юридического лица приказ и отдаёт копию для подписи.    Инспектор должен составить акт в течение 3 часов после контрольной закупки. Если выявлены нарушения в ходе контрольной      закупки,      то      инспектор      может      организовать и провести внеплановую проверку. В случае многочисленных нарушений, виновные будут привлечены к административной ответственности.

Если контролирующий орган сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес юридического лица может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации. Причем в соответствии с ч. 4 ст. 11 Закона № 294-ФЗ, к такому запросу должна быть приложена заверенная печатью копия распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) органа государственного или муниципального контроля о проведении документарной проверки. 

Важное уточнение! Государственный орган, проводящий проверку, не вправе требовать у руководителя (уполномоченного лица) сведения и документы, которые не относятся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены данным органом от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля самостоятельно путем взаимодействия по обмену информации (ч. 11 ст. 11 Закона № 294-ФЗ). Кроме того, запрещено истребовать:

  • информацию и (или) документы (в том числе разрешительные) проверяемого лица, если они уже имеются в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенных в определенный Правительством РФ перечень (п. 8 ст. 15 Закона № 294-ФЗ);
  • информацию, которая была предоставлена проверяемым лицом ранее в соответствии с требованиями законодательства РФ и (или) находится в государственных или муниципальных информационных системах, реестрах и регистрах (п. 9 ст. 15 Закона № 294-ФЗ).

Один из постоянно задаваемых в практике вопросов, а что будет являться основанием для отмены проверки?

Если проверка в салоне красоты была проведена с грубым нарушением установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, то ее результаты не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, предусмотренных муниципальными правовыми актами. Такие результаты подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления организации.

Грубыми нарушениями со стороны проверяющих, установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, признаются следующие нарушения:

  • проведение плановых проверок более одного раза в три года, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9, 9.3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ;
  • нарушение требования ч. 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ в части отсутствия оснований для проведения плановой проверки;
  • не уведомление в установленном ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ порядке юридического лица о проведении плановой проверки.

Какие контрольно-надзорные органы могут проводить проверки салонов красоты, и типичные нарушения при проверках мы рассмотрим в отдельной статье.

Особенности проведения проверок в 2022 -2023 гг.

В этом году, в следующем 2023 г. в России действует мораторий на проведение плановых проверок (постановление Правительства РФ от 10.03.2022 г. N 336; постановление Правительства РФ от 01.10.2022 г. N1743). Проверка в салоне красоты проводятся только в отношении предприятий и организаций, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а также особо опасных производственных объектов II класса опасности и гидротехнических сооружений II класса.

Казалось бы, все просто и понятно. Но, на практике, и в последнее время таких случаев все больше и больше, распространено посещение организаций инспекторами контрольно-надзорных органов с профилактическим визитом. Что это такое? Законно ли это мероприятие? Как реагировать руководству организаций, если пришло уведомление о назначении профилактического визита или обязательного профилактического визита?

Уже год в России действует Федеральный закон от 31.07.2020 г. N248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон N248).

Особенностью современной системы государственного (муниципального) контроля (надзора) является внедрение риск-ориентированного подхода, ставящего периодичность проведения проверок организаций и ИП в зависимость от отнесения их к определенной категории риска. Кроме того, в настоящее время главный акцент в госконтроле (надзоре) смещен с контрольных мероприятий на профилактические. Государство стремится к снижению административной нагрузки на бизнес, и новое правовое регулирование уже показало первые результаты реализации этой задачи – по сравнению с 2019 годом количество проведенных проверок снизилось более чем в полтора раза (с 1,5 млн проверок в 2019 году до 882 тыс. проверок в 2021 году). Это стало возможным, в том числе, благодаря существенному расширению перечня профилактических инструментов контрольно-надзорной деятельности, центральное место среди которых по праву занял профилактический визит. Несмотря на то что такой правовой институт только год назад появился в законодательстве, он уже зарекомендовал себя как достаточно простой, но весьма эффективный способ взаимодействия контролеров с проверяемыми.

Профилактический визит не просто входит в перечень перечисленных в ч.1. ст.45 Закон N248 семи видов профилактических мероприятий которые могут проводить контрольные (надзорные) органы, но и является одним из пяти мероприятий, проведение которых является обязательным при осуществлении государственного контроля (надзора).

Профилактический визит заключается в проведении инспектором профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи, в ходе которой контролируемое лицо информируется о (об):

  • обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля;
  • их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска;
  • видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В ходе проведения профилактического визита инспектор может:

  • осуществлять консультирование контролируемого лица;
  • осуществлять сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.

Инспектор отвечает на ваши вопросы, смотрит как вы соблюдаете законодательство. При проведении профилактического визита гражданам, организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

И вот самое важное, в случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Т.е если в ходе профилактического визита инспектору станут видны явные нарушения, то он вправе по результатам профилактического визита обратиться к вышестоящему руководству о назначении впоследствии плановой проверки. Поэтому прежде чем соглашаться на профилактический визит нужно оценить реальное положение вещей и готовность организации к последствиям профилактического визита.

Проведение обязательных профилактических визитов предписано как в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, так и в отношении уже осуществляющих деятельность объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска. Для остальных хозяйствующих субъектов профилактический визит проводится по усмотрению органа контроля. Предпринимателям-новичкам контрольный (надзорный) орган обязан предложить проведение профилактического визита не позднее чем в течение года с момента начала соответствующей деятельности, для остальных срок проведения не ограничен, установлены только обязательные сроки для уведомления хозяйствующего субъекта о проведении обязательного профилактического визита. Контролируемое лицо должно быть уведомлено об этом не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения мероприятия.

При этом у проверяемого есть возможность отказаться от проведения обязательного профилактического визита при условии, что он уведомит о своем решении контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до предполагаемой даты визита.

Не нужно ничего бояться! Если вам пришло в салон красоты уведомление об обязательном профилактическом визите можете смело отказаться. Позиция юристов неизменна: хотите отказаться — отказывайтесь. Даже если в салоне чистота, блеск и порядок, подготовка к визиту нервирует руководство, изматывает персонал и отнимает время у всех. Вам в помощь п.6 ст. 52 Закона N 248: «Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения».

Как отказаться? — Написать письмо в надзорный орган по электронной почте с адреса организации, указанного на сайте (если есть сайт) организации. Можно просто ответить на их письмо с уведомлением о профилактическом визите и

отправить ответ заказным письмом с уведомлением с соблюдением сроков. Отказаться, это ваше право, установленное законом.

Чего делать не стоит? Не нужно в ответном письме ссылаться на какие-либо обстоятельства: отпуск генерального директора и т.п, потому что это будет воспринято, как просьба перенести визит. Есть законная возможность отказаться, значит отказывается без объяснения причин.

Срок? — Отказываемся за несколько дней до визита, можно сразу после получения уведомления. Крайний срок установлен Законом N248 за 3 рабочих дня.

Как не пропустить уведомление о профилактическом визите? — Постоянно проверять почту, электронную почту.

К написанному выше хочу добавим следующее. Несмотря на закреплённое в Законе N248 право контролируемого лица отказаться от проведения профилактического визита в 2022 году в условиях действия моратория на часть плановых проверок бизнеса для некоторых объектов контроля профилактический визит является обязательным независимо от желания самого проверяемого.

Это касается тех объектов контроля из числа категорий чрезвычайно высокого и высокого риска, в отношении которых допускается проведение запланированных на текущий год плановых контрольных (надзорных) мероприятий – например, в части федерального государственного санитарно- эпидемиологического контроля (надзора) и пожарного надзора в отношении образовательных организаций (кстати это касается некоторых салонов красоты, которые предоставляют образовательные услуги по парикмахерскому искусству, визажу. Важно именно наличие образовательной лицензии), организаций соцуслуг с проживанием, детских лагерей, роддомов и перинатальных центров. В п.2 постановления Правительства от 10.03.2022 г. N336 уточнено, что контрольный (надзорный) орган в указанных случаях вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия профилактический визит, от которого контролируемое лицо не сможет отказаться, поскольку в данном случае это рассматривается как единственно возможная альтернатива плановой проверке. Поэтому проверьте, относится ли Ваша организация к вышеупомянутым видам деятельности, когда избежать визита не получится. Салонов красоты в данном контексте это не касается, даже если есть медицинская деятельность и наличие лицензии на медицинскую деятельность, т.к проверяют только роддома и перинатальные центры.

Если пришло уведомление о профилактическом визите, то не стоит бояться. Необходимо проверить законность данного запроса, взвесив все риски для организации — оформить уведомление об отказе и отправить с соблюдением сроков. Если организация по виду своей деятельности не может отказаться от обязательного профилактического визита, то как следует подготовиться к нему и достойно пройти.

Проверка в салоне красоты. Как подготовиться?

К встрече с сотрудниками контролирующих органов нужно подготовиться не только руководителю, но и персоналу салона. Основные правила:

  • Готовить к проверке необходимо весь коллектив;
  • Администраторы и персонал должны знать, как себя вести;
  • Привести в порядок документы, рабочие места, провести ревизию склада, оборудования, подсобных и вспомогательных помещений;
  • Привлечь к подготовке юриста, бухгалтера и т.д.

ПРОВЕРКА в салоне красоты – ХОРОШИЙ ПОВОД НАВЕСТИ ПОРЯДОК В ОРГАНИЗАЦИИ!

Если вы и ваши сотрудники знают, как себя вести, что говорить и что говорить не надо, то и проверка в салоне красоты пройдет проще.

Десять «НЕ» в общении с проверяющими:

  1. НЕ оправдывайтесь! Это 100% ухудшит ваше положение.
  2. НЕ обсуждайте с проверяющими свои недостатки (этим вы фактически соглашаетесь с ними).
  3. НЕ спорьте, не противодействуйте – сила порождает силу. Гасите агрессию своим спокойствием.
  4. НЕ оставляйте сотрудников наедине с проверяющими.
  5. НЕ молчите, говорите мало и приемлемую правду.
  6. НЕ отказывайтесь подписывать документы! Пишите все, с чем вы согласны.
  7. НЕ бравируйте связями, не угрожайте, не трогайте руками чиновников.
  8. НЕ говорите слово «извините» (оно происходит от слова «вина», лучше сказать: «Сожалею, что так получилось»).
  9. НЕ придавайте значимости проверяющим. Ощущение значимости подавляет и обесценивает Вас самих.
  10. НЕ пропускайте ошибки проверяющих, указывая на факт незаконного поведения, решения, действия, но не обесценивайте самого человека задетое самолюбие никто не прощает ( иначе говоря, не «вы не правы, вы идиот, вы безграмотный и пр.», а «правильно ли я понимаю, что по закону должно быть так, а мы сейчас видим несколько иную ситуацию?»).

Даже если проверяющий провоцирует на конфликт, не ведитесь! Действия администратора салона при появлении проверяющего:

  1. Попросите представиться и показать удостоверение, предписание на проверку организации, приказ или распоряжение о проведении проверки.
  2. Изучите документы. Они должны быть без исправлений, потертостей и т.п. Смотрите на:
  • название проверяющего органа;
  • фотографию сотрудника;
  • печать организации (оригинал, синего или красного цвета);
  • дату выдачи документа;
  • номер удостоверения, подпись лица, выдавшего удостоверение.

Если хотите позвонить в организацию, дабы убедиться в законности проверки, ищите номера телефонов самостоятельно. Могут быть названы подставные номера.

  1. Занесите информацию о проверяющих и номера их документов в “Журнал регистрации проверок в организации”.
  2. Провести проверяющего в отдельный кабинет, предложить чай/кофе, чтобы проверка прошла комфортнее для всех. Сама проверка проверка в салоне красоты, зачастую, представляет собой предъявление необходимых документов.

Если администратор или руководитель отсутствовали, то проверяющий оставит распоряжение. Все необходимые документы нужно будет представить самостоятельно. Другие сотрудники никакие разъяснения и документы показывать не должны!

  1. Не оставляйте проверяющих в кабинетах в свое отсутствие. Мы не хотим сказать ничего плохого о проверяющих, но бывают отдельные единицы, способные на провокации.
  2. Не пытайтесь сунуть взятку. Это уголовное преступление!

И еще раз: выдохните и не теряйтесь. Если все идет не так, не паникуйте!

Ответственность за нарушение законодательства

Если проверка в салоне красоты прошла успешно, нарушений не выявлено, то это замечательно и говорит о том, что салон красоты отвечает всем требованиям безопасности, соблюдаются санитарные нормы, руководство салона обеспечивает комфортные условия для посетителей и персонала. А если нарушения выявлены? Какая предусмотрена ответственность? Ответственность в соответствии с действующим законодательством предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная. 

Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривает вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере от 500 до 2000 руб. (для граждан), должностные лица от 10 000 до 50 000 руб. , ИП от 500 до 50 000 руб., для юридических лиц от 10000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами  и  правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1000 руб. до 1500 руб;
  • на должностных лиц от 6 000 руб. до 15 000 руб.;
  • на юридических лиц и ИП от 150 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо без наступления иных тяжких последствий, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 руб. до 3 000 руб.

Продолжение этой статьи читайте во второй части по ссылке.

Автор статьи:

Елена Рейнартас
юрист-эксперт, руководитель Правовой Компании «Эксперт-услуг»

Редактор блога:

Гюзель Баталова
Авторские права принадлежат ООО "ТД Бьюти Системс".
Копирование материалов запрещено!

Оформить подписку

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте согласие на обработку своих персональных даных в соответствии с Федеральным законом №152-Ф3 “О персональных данных” и принимаете условия Пользовательского соглашения

Понравилась статья:

Поделиться статьей: